Новости

Правительство решило поддержать тяжелое машиностроение. Соответствующие поправки внесены в программу поддержки данной отрасли на 2016 год. Предусматривается ввод запрета на эксплуатацию грузовых вагонов с продленным сроком службы.  Данный  шаг может привести к повышению ставок аренды для грузоотправителей и к еще большему оттоку грузов с железнодорожного транспорта.

 Проект соответствующего приказа должен быть разработан Минтрансом и Минпромторгом в соответствии с поручением вице-премьера. Срок реализации — первый квартал 2016 года. К решению по данному проекту пришли в ходе закрытого совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича.

Совещание было созвано после того, как Объединение вагоностроителей (ОВС), в которое входят крупнейшие предприятия отрасли, передали президенту Владимиру Путину письмо с просьбой ввести полный запрет на продление срока службы грузовых вагонов. Письмо президенту передал глава ОВС, гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко на совещании в Нижнем Тагиле 25 ноября. После этого Путин поручил проработать этот вопрос Аркадию Дворковичу.

 Согласно послания ОВС «спрос на новые вагоны со стороны железнодорожных операторов в России фактически прекратился еще в 2012 году», а «снижение объемов выпуска подвижного состава наблюдается уже третий год подряд». Причину ОВС видит в «существующей у железнодорожных операторов возможности проведения модернизации с продлением срока службы грузовых вагонов по цене, составляющей 25–30% стоимости нового подвижного состава и менее». В документе уточняется также, что за январь — октябрь 2015 года российскими вагоностроительными заводами суммарно выпущено 20,7 тыс. грузовых вагонов, что на 57% ниже показателей аналогичного периода прошлого года.

Для выхода из тяжелой ситуации, по мнению вагоностроителей, необходимо запретить «использование грузовых вагонов, срок службы которых продлен с 1 января 2016 года, в груженом состоянии на железнодорожных путях общего пользования».

 С августа 2014 года продление срока службы грузовых вагонов возможно только лишь через модернизацию на лицензированных предприятиях.

Но сертификация вагоноремонтных предприятий на проведение модернизации началась по факту лишь летом 2015 года, то есть операторы грузовых вагонов почти год не могли продлить срок службы и были вынуждены отправить на металлолом часть своего парка вагонов.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за девять месяцев 2015 года пять из 18 действовавших на начало года вагоностроительных заводов практически остановили производство грузовых вагонов.

Согласно прогнозу ИПЕМ, количество произведенных грузовых вагонов на конец 2015 года вдвое меньше, чем в 2014 году.

Операторы опасаются, что запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы лишь ухудшит рынок грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.

 Операторы и так столкнулись со снижением спроса и, как следствие, упавшими ценами на перевозку. В случае вынужденного приобретения новых вагонов операторам придется включать соответствующие расходы в тариф на перевозку, что неизбежно приведет к увеличению стоимости перевозки. Это может способствовать оттоку грузоотправителей с железнодорожного на другие виды транспорта.